Обзор наиболее интересных событий

Июнь 2019

Друзья, вот и завершился Всероссийский конкурс «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего» и 9 июня в МДЦ «Артек» были подведены его итоги.

Если говорить о статистике, то мы получили 68 заявок на участие. Из 68 школ поисковую строку дискавери-сервиса БИБЛИОПОИСК (обязательное условие для участия в конкурсе) интегрировали в свои сайты 60 участников. Из них 15 (мы ведём статистику) действительно использовали БИБЛИОПОИСК в течение учебного года. И, что характерно, именно 15 участников вели активную деятельность согласно положению о конкурсе в течение всего учебного года. 15 школьных библиотек:

  • СОШ №13, г. Бердск, Новосибирская обл.
  • МАОУ «Гимназия «Вектор», Г. Зеленоградск, Калининградская обл.
  • Именьковская СОШ, с. Именьково, Республика Татарстан
  • СОШ №15, г. Феодосия, Республика Крым
  • Гимназия №210 «Корифей», г. Екатеринбург
  • СОШ №72, г. Лесной, Свердловская обл.
  • СОШ №1, «Школа Сколково-Тамбов», г. Тамбов
  • СОШ №5, г. Тобольск, Тюменская обл.
  • СОШ №112, г. Трёхгорный, Челябинская обл.
  • Гимназия №45, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
  • Гимназия №1540, г. Москва
  • ЯСШ №7 им. Нади Лисановой, г. Ялта, Республика Крым
  • МАОУ «Гимназия», г. Чернушка, Пермский край
  • Лицей №22, пгт Бачатский, г. Белово, Кемеровская обл.
  • СОШ №2 с уиоп, г. Лысьва, Пермский край

Наверное, именно об этих библиотеках и библиотекарях, их представляющих, имеет смысл говорить, как об участниках конкурса, ибо подавляющее большинство ограничилось оформлением заявки и парой-тройкой мероприятий. Конечно, не может быть, чтобы в остальных библиотеках в течение учебного года ничего не происходило, но мы можем судить только о тех событиях, которые публиковались в соцсетях ВКонтакте и Facebook с хэштегом #РадугаЛикШББ.

Прежде всего надо сказать, что все активные участники конкурса — большие молодцы! Мы увидели людей, которые — каждый своим методом — но пытаются раздвинуть привычные горизонты. Мы очень надеемся, что это стремление сохранится и на будущий, и на все последующие годы. Также весьма отрадно, что школьные библиотекари, участники конкурса, не только познакомились друг с другом, но и активно общались, обменивались опытом, и мы уверены, — теперь уж точно не потеряют друг друга из поля зрения. Пожалуй, это самое ценное!

С основными событиями конкурса можно познакомиться на странице: https://konkurs.raduga-lik.ru, здесь же мы представим только победителя. Точнее – победителей.

Уже в мае, когда мы стали регулярно собираться и обсуждать деятельность участников конкурса, на главный приз претендовало как минимум 5 библиотек, и каждой из них было бы справедливо этот приз отдать. В итоге мы не смогли выбрать одного победителя и решили, что победителей будет двое.

Это:

  • Библиотека МБОУ СОШ №2 с уиоп, г. Лысьва, Пермский край, педагог-библиотекарь Светлана Орлова
  • Библиотека «У лукоморья» МБОУ лицей №22, пгт. Бачатский, г. Белово, Кемеровская обл., педагог-библиотекарь Анна Черных

Председатель жюри конкурса Лилия Борисова:

«Библиотека Лысьвы делает акцент на метапредметности, способствуя гармоничному объединению полученной на уроках информации и формируя у учащегося целостное восприятие мира.

Библиотека Белово при формировании мировосприятия школьников опирается на художественную литературу как результат размышлений выдающихся писателей о цели и смысле существования человека и общества.

Результат работы обеих библиотек — формирование в детях нравственных ориентиров, душевное и духовное развитие личности. Целью конкурса был поиск библиотек, чья деятельность совпадает с нашим видением школьной библиотеки будущего, и эта цель достигнута — нам есть, с кем работать».

Производственное объединение «Радуга-ЛИК» приступает к реализации проектов новых библиотек в школах-победителях.

Кроме того, мы решили отметить ещё одну библиотеку. Это информационно-библиотечный центр МАОУ «Гимназия», г. Чернушка, Пермский край, педагог-библиотекарь Валентина Шашкина. За передовой подход к деятельности и активное участие в образовательных процессах библиотека гимназии г. Чернушка получит поощрительный приз — Пушкинскую премию на развитие ИБЦ.

Мы поздравляем победителей и призёра конкурса!

Несмотря на то, что производство библиотечной мебели — не самый прибыльный бизнес, и проведённый нами конкурс накладывает на наше производственное объединение определённую финансовую нагрузку, мы готовы помогать людям, которые ищут возможности, а не отговорки — таким, как участники конкурса «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего».

Спасибо!

Май 2019

Здравствуйте, друзья!

Вот и подходит к концу конкурс «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего». Итоги конкурса мы подведём на XXVI Международной библиотечной конференции «Крым-2019», которая пройдёт в г. Судак с 8 по 16 июня 2019 г., и во второй половине июня сделаем специальную рассылку, посвящённую итогам конкурса.

Специальное мероприятие, посвящённое итогам конкурса состоится 9 июня (воскресенье) в СОШ МДЦ «Артек» (п. Гурзуф, Республика Крым). Начало — в 10.30.

А пока — обзор событий конкурса за май.

В московской гимназии 1540 сами педагоги и библиотекарь поиграли в настольную игру «Эффект красной розы». Это бизнес-игра, позволяющая «прокачать» навыки убеждения. Но коллеги смотрели, как это можно использовать в их собственной практике. Неожиданные карточки, мысли вслух, просто общение, но на профессиональную тему. Главный вопрос — как в процессе переговоров создать атмосферу хюгге. Хюгге — это понятие, которое возникло в скандинавских странах, обозначающее чувство уюта и комфортного общения с ощущениями благополучия и удовлетворённости. Неправда ли — ценный навык для педагога? Прекрасно, что педагогический состав по собственной инициативе находит возможности для саморазвития! А школьный библиотекарь выступает и в роли модератора, и в роли игрока.

Учащиеся СОШ №13 г. Бердска в преддверии Дня Победы осуществили проект, посвящённый Великой Отечественной Войне. Они составили информационный бюллетень из электронных книг о войне, хранящихся в фондах Регионального информационно-методического библиотечного центра города Новосибирска, а потом каждый из ребят выбрал электронную книгу по душе и со всей ответственностью "сыграл" свою маленькую роль при съёмке видеоролика. Прекрасно, что руководитель проекта педагог-библиотекарь Маргарита Рожнова находит возможности приобщить юное поколение к событиям такой далёкой и такой «чужой» для многих детей, родившихся в XXI веке, Великой Отечественно Войны.

В МАОУ «Гимназия», г. Чернушки вовсю идёт Театральная Весна, посвящённая содружеству книги и творчества. В Год театра классные театральные студии представили свои премьеры. В гимназии прошлиспектаклипо пьесам А.П. Чехова, А. Линдгрен, ремейки по пьесам С. Маршака, А. Орлова, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина. Подробнее познакомиться с театральной жизнью гимназии можно на страницах гимназического издания «Компас».

Памятные и волнительные Дни Великой Победы для читателей чернушинской гимназии были наполнены важными событиями: минутами памяти в образовательном пространстве исторической выставки "Курская битва", краевой акцией "Читаем детям о войне", часами мужества "Дети войны", шествием "Бессмертный полк", историческим квестом "Город героев" и самым волнительным событием юных чтецов в "Читающем автобусе: Помним и чтим!" для ветеранов и зрителей — пассажиров городского маршрута.

В СОШ №2, г. Лысьва ученики 6 «А» Андрей Бекетов и Тимур Набиуллин пришли к выводу, что информационная грамотность может очень даже помочь учащемуся в школьной жизни. Как разобраться в расписании? Как грамотно распределить время в течение учебного дня? Как решить свои учебные и внеучебные вопросы, используя информационное пространство школы? Как сориентироваться в изменениях школьной жизни? Как разобраться в работе различных структур школы и найти нужного специалиста? Каким образом узнать об истории и повседневных делах школы? Как использовать соцсети в школьной жизни? Итогом исследования ребят стал квест "Курс выживания пятиклассника". Ученики поделились на команды, получили карты (поэтажные планы школы) и маршрутные листы с заданиями. В итоге квест прошли все команды. А после подведения итогов организаторы квеста, учащиеся 8-х классов, подарили участникам незапланированный бонус — мастер-класс от старшеклассников по выстраиванию взаимоотношений с одноклассниками и учителями и представление ШСП (Школьной службы примирения).

В библиотеке МБОУ лицея № 22 "У лукоморья", г. Белово состоялась очередная встреча творческого клуба «Колибри». В мае 2019 среднюю школу оканчивают уже праправнуки тех, кто победил в мае сорок пятого. Конечно же, встреча была посвящена песням Великой Отечественной войны. Песни, которые поют нынешние выпускники — они о том же: о любви. Ведь бои, фронтовое братство, семья — всё это говорит о любви. Любви к Родине, родным и друзьям. Лицеисты опубликовали на своей странице экспромт, посвящённый творческому клубу «Колибри»:

Пускает стрелы Аполлон, И вот они несут искусство… Весна! И пробудились чувства, И кровь бурлит, и гонит сон. И наша пёстрая пичужка Нас собрала вновь в этот час. Как Пушкин наш писал: «Где кружка?» Поднимем вместе дружно чай. Пускай нас собралось немного Под тенью от зелёных штор, Пусть будет доброю дорога И для надежд открыт простор!

А ученица 9 «А» Елизавета Палагина отправила заявку на участие в конкурсе ВикиСибириаДы «Афганская война глазами школьника». Она выбрала номинацию «История солдата». Елизавете вполне по силам достойно представить свой лицей на конкурсе, ведь в прошлом году она успешно прошла обучение на дистанционном курсе «Взрослеем с книгой» на базе лицейской библиотеки. Помимо знакомства с электронными библиотеками Рунета и конкурсом Книгуру, в ходе обучения курсанты осваивают такие онлайн-сервисы, как ThingLink, WordArt.com, LearningApps.org, Padlet.com, Playcast.ru. Пожелаем Елизавете успеха!

17 мая в лицее №22 прошла «Библионочь». Тема этого года — «Давайте устроим театр!» Подготовка к этому событию заняла почти полгода. Сценарий, реквизит, костюмы, фото- и видеоматериалы — театр требует серьёзного подхода! Педагоги, администрация лицея, работники кухни, лицеисты и их родители — все сработали чётко и слаженно. Одна из «сцен» (именно так организаторы договорились называть рабочие площадки «Библионочи») расположилась в воскресной школе при Богоявленском храме пгт Бачатский. Православный театр представил гостям-лицеистам спектакль «Злато-серебро». А вот спектакль «Мудрый царь» создали прямо на ходу, здесь и сейчас. Все новички, лицеисты 5 «А» и 6 «Б», в течение полутора часов ознакомились с текстом пьесы, выяснили, какая роль кому подходит, вжились в характеры героев, научились с достоинством носить непривычный костюм и усвоили пластику коронованных особ. При минимуме репетиций (а на работу в секциях отведено два часа) выдать почти профессиональный результат — это не всем под силу. Остальные сцены — театр Петрушки, Пантомима, Греческий и Экспериментальный театр выстроили свою работу подобным же образом. Руководители сцен и их помощники из числа старшеклассников приготовили «канву», а «тонкой вышивкой» занялись гости — участники «Библионочи». Дети, родители, педагоги — в работе каждой сцены задействованы все, ведь театр «устраивается» не только артистами. Театр — это режиссёр, сценарист, рабочий сцены, декоратор, костюмер, суфлёр. Родители не остались пассивными зрителями. На ходу соорудили ширму для кукольного театра, загримировали героев, помогли с оформлением афиши, да и просто вовремя поддержали аплодисментами юных театралов. Участники Греческого театра не только блестяще представили талантливо написанную гекзаметром пьесу, но и научили всех танцевать сиртаки. «Мимы из пантомимы» сумели необидно пошутить над собой. Экпериментальный театр показал насущные подростковые проблемы и обозначил векторы их решения. Именно на Библионочи состоялась успешная защита двух проектов — моноспектакль «Все важные фразы» и авторский спектакль «Проблемы в цвете». Эпизоды фонвизинского «Недоросля» разыграла театральная студия «Феерия», а учителя перенесли Митрофанушку в XXI век. Пьесу «Недоросль, наши дни, или Репетитор репетитору рознь» написала выпускница лицея 2010 года специально для Библионочи. Тексты пьес, представленных на всех сценах, написаны лицеистами, их друзьями и выпускниками лицея специально для «Библионочи». Фотографии с «Библионочи» можно посмотреть здесь, здесь, здесь и здесь.

Хочется поздравить педагога-библиотекаря МАОУ СОШ №5 г. ТобольскаНадежду Анатольевну Леонтьеву с победой в номинации «Педагог-библиотекарь» в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года-2019». К сожалению, Надежда редко в течение учебного года публиковала обзоры событий своей библиотеки в рамках нашего конкурса, хотя наверняка ей есть о чём рассказать коллегам! Это и проект «Читающая мама — читающий ребёнок», за который Надежда Анатольевна получила ДипломIIстепени на фестивале проектов по продвижению детской книги и чтения «Книги открывают сердца» в г. Тюмени, и участие в сетевом библиотечном проекте «Литературный марафон», посвящённом краеведению, и наверняка что-то ещё. Будем надеяться, что Надежда Анатольевна не остудит свой творческий пыл, и мы ещё узнаем о деятельности её библиотеки!

Ребята из агентства «ИНФОРМАШКИ» СОШ №72 г. Лесной в рамках проекта «Школа читает стихи…» подготовили художественное чтение «Баллады о музыке» поэта-блокадника Юрия Воронова. Акция была отснята самими ребятами и выложена в сеть. 8 мая видеофильм транслировался в каждом классе на едином классном часе. Каждый открыл для себя страницу истории страны и почтил память павших в Великой Отечественной войне. Руководитель проекта Роза Злобина, заведующая библиотекой МАОУ СОШ №72.

Ребята из гимназии №45 г. Комсомольск-на-Амуре к 9 мая подготовили акцию «74 шага к Победе». Идея акции: создать ленту времени, проиллюстрировав стихотворения, в которых прослеживается хронология событий, происходивших во время Великой Отечественной войны. 74 рисунка украсили стены гимназии. Также библиоволонтеры гимназии заняли первые места в городском краудсорсингововом интернет-проекте «ГОРОД ЧИТАЮЩИЙ» на тему «Выжить, чтобы победить!» в рамках празднования 74-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Старшеклассники вспомнили песни и стихи войны в литературно-музыкальной гостиной.

Вспоминали годы войны и погибших воинов и в гимназии №210 «Корифей» г. Екатеринбург, в которой третьеклассники осуществили проект «Живая память», и во многих других школах.

В библиотеке Ялтинской СШ №7 им. Нади Лисановой прошёл цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы. В память о крымских поэтах-фронтовиках в библиотечном пресс-центре состоялась запись, а затем и трансляция очередного выпуска радиопередачи «На литературной волне». Серьёзный разговор между библиотекарем и читателями-пятиклассниками состоялся во время представления сборника «Солдаты Победы: письма с фронта». В основу книги легли документы, хранящиеся более 70 лет в семьях крымчан. Это дневники, переписка фронтовиков и партизан с родными. В сборник вошло два письма с фронта, которые были адресованы бабушке педагога-библиотекаря Елены Воротынцевой. Во время рассказа о книге она показала подлинные документы. За три четверти века они пожелтели, где-то уже невозможно прочитать строки, написанные чернилами или химическим карандашом. Ребята с трепетом брали в руки письма и удивлялись, какими маленькими были солдатские «треугольники». В этот день учащиеся принесли с собой портретысвоих прабабушек и прадедушек для школьного «Бессмертного полка». Они увлечённо рассказывали о подвигах своих близких в этой страшной войне. А на торжественной линейке вместе с солистами проникновенно и торжественно исполнили песню на слова Е. Олейник и музыку А. Ольханского «Бессмертный полк». Во время мероприятий учителя украдкой вытирали слёзы гордости за школьников, которые чтут и помнят своих предков!

Радостное событие произошло в гимназии №45 Г. Комсомольска-на-Амуре, о которой мы уже упоминали выше. В Хабаровском крае прошёл конкурс на выявление лучшего информационно-библиотечного центра края. В организационный комитет с правами жюри поступило 26 конкурсных работ из 12 муниципальных образований края: г. Амурска, г. Бикина, г. Комсомольска-на-Амуре, г. Николаевска-на-Амуре, г. Советская Гавань, г. Хабаровска, Комсомольского, Нанайского, Солнечного, Ульчского, Хабаровского, имени Лазо. Педагоги-библиотекари ИБЦ гимназии №45 Елена Юрьевна Чурсина и Татьяна Васильевна Перегоедова стали призёрами конкурса. А кроме того, Татьяна Перегоедова стала победителем городского конкурса профессионального мастерства «Лучший библиотекарь, лучший педагог-библиотекарь-2019» в номинации «Самый активный и творческий библиотекарь педагог-библиотекарь». Мы присоединяемся к поздравлениям! Так держать!

Кстати, Татьяна Васильевна не ограничивает свою деятельность работой с детьми. В рамках педсовета она провела мастер-класс для своих коллег на тему«Внеурочная деятельность и дополнительное образование как важнейший компонент современного образования». А конкретно мастер-класс был посвящён театру, которым Татьяна занимается с гимназистами в «Клубе смышлёных и начитанных».

Здорово, что, благодаря конкурсу, школьные библиотекари, живущие в разных уголках страны, познакомились друг с другом, активно общаются и обмениваются опытом! Сердце радуется!

До свидания!

Обзор подготовил Сергей Филатов, ПО «Радуга-ЛИК»
e-mail: konkurs@raduga-lik.ru
Сайт: https://konkurs.raduga-lik.ru
ПО «Радуга-ЛИК»: https://www.raduga-lik.ru

Апрель 2019

Здравствуйте, друзья!

Апрель порадовал обилием творческих акций конкурсантов. Как, в общем, и весь этот учебный год.

В БИЦ гимназии города Чернушка в рамках мастерской интерпретации текста успешно реализован проект «Читательский перформанс». Руководитель проекта — педагог-библиотекарь Юлия Владимировна Герасимова. Мастерская интепретации — это межпредметный уровень занятия, поскольку опирается на взаимодействие литературы, языка, изобразительного искусства. Такой формат работы учит устанавливать сходство и различие, проводить аналогии, обеспечивает широкое видение мира, облегчает процесс понимания. Цель мастерской интерпретации текста – в результате переживания и осмысления прийти к созданию собственного речевого произведения, созвучного авторскому, но в то же время индивидуальному. Предметом интерпретации на этот раз стала картина канадского художника-сюрреалиста Р. Гонсалвеса «За чашкой чая». Можно заключить, что мастерская интерпретации текста для ученика — прекрасный метод развития собственного мышления и навыков анализа произведений искусства, что, безусловно, очень важно для юного поколения в эпоху твитов и клипового мышления. Кроме того, в апреле нашлось место и личным достижениям! Так заведующий библиотечно-информационным центром Валентина Николаевна Шашкина награждена дипломом 1 степени на Форуме-слете педагогов-новаторов Пермского края «Российская школа: традиция, обращенная в будущее» за проект «Проектирование модели Центра знаний «5-й элемент» для активного развития Цифровой культуры и повышения качества цифрового гимназического образования». Мы присоединяемся к поздравлениям!

В библиотеке школы №2 города Лысьвы продолжает работать НОК «Сервисы 2.0 в проектной деятельности учащихся». Некоторые работы ребят отправлены на конкурсы, представлены на школьных мероприятиях, есть специальные проекты в помощь ВПР. Рассказывать об этих удивительных работах совершенно бессмысленно. Лучше один раз увидеть.

Помимо всего прочего в этом учебном году в СОШ №2 осуществлены три сетевых проекта: «В поисках сокровищ», «Читаем пермское» и «Путешествие с Оляпкой-2». Все три проекта носят краеведческий характер. Прекрасно, что участники учатся самостоятельно осваивать новые сервисы, работать в команде, получают опыт сетевого общения, грамотной работы с информацией, — словом, приобретают столь важные в современном мире навыки и умения, которые, безусловно, пригодятся ребятам в будущем. И, кстати, не только ребятам — в одном из этих проектов в качестве участников выступили воспитатели из ДОО!

Также ученики этой школы под руководством своего заведующего библиотекой С.Р. Орловой и педагога дополнительного образования Т.Г. Пшеничниковой приняли участие в конференции «Лысьва как объект краеведческих исследований». 9 из 24 работ, представленных на конференции, были подготовлены учениками школы №2, из которых 4 в итоге попали в призы. Краеведение — очень важный камень в фундаменте будущего отношения к жизни и к Отечеству, и не может не радовать тот факт, что дети не просто знакомятся с историей и особенностями родного края, но и активно участвуют в самой исследовательской работе.

В начале апреля состоялась Неделя детской и юношеской книги.

В школе №72 города Лесной событий было традиционно много. Это и День дарения книг, и выставки, и викторины, и литературные квесты. Но особенно хотелось бы отметить театрализованные представления ребят 2 «Б» по книге Корнея Чуковского «Краденое солнце» и театрализованное представление театральной студии «Калейдоскоп» 3 «Б» «Дети нашего двора» по произведениям С. Михалкова, А. Барто, А. Шибаева. А ученики 10 «А» в рамках «BooKStory — новое прочтение» обратились к русской классике. Они прочли и представили по-новому комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».

Вообще, отрадно, что в Год театра школьные библиотеки уделяют определённое внимание этому виду искусства. Так в гимназии №45 г. Комсомольска-на-Амуре ученики вторых классов приняли участие в театрализованной викторине по русским былинам. Третьеклашки подготовили мини-спектакль, а потом их младшие товарищи, разбившись на три команды, отвечали на вопросы. Победила дружба!

Кроме того, в 45-й гимназии прошли «Космические старты» - квест-игра для учеников 5-6 классов. Ребята отвечали на вопросы, собирали ракету с закрытыми глазами, разгадывали космический кроссворд и расставляли планеты по порядку. Все участники остались очень доволны!

Ещё одним значимым, и, может быть, главным событием апреля в 45-й гимназии стала социальная акция «Обрати на меня внимание», прошедшая в рамках конкурса лидерских команд «Время действовать». Учащиеся решили обратиться ко взрослым и обозначить злободневную проблему нашего общества — уменьшение значимости общения внутри семьи. По мотивам акции был снят очень трогательный видеоролик, который занял первое место в очередном туре городского конкурса.

Медиажурналисты библиотеки московской гимназии 1540 во главе со своим руководителем Натальей Кубрак регулярно создают рассылку-дайджест полезных материалов для учителей и родителей. Сначала ребята рассылали материалы только по внутренней корпоративной почте, но потом поняли, что этот проект может быть интересен и за пределами школы. Познакомьтесь с примером такой рассылки: «Пойманное в сети», выпуск №22 – это очень интересно и стоит того, чтобы взять на вооружение библиотекам других школ! Может быть, таким образом можно создать эквивалент старой доброй стенгазеты. А ещё юные медиажурналисты посетили с экскурсией радиостанцию «Серебряный дождь». Ребята узнали, как устроено радио изнутри, что, безусловно пригодится тем из них, кто решит выбрать профессию радиожурналиста.

А вот газета «ЗавтраК», издаваемая учениками гимназии №210 «Корифей» одержала победу в екатеринбургском городском конкурсе «Актуальная журналистика». Редакция газеты получила денежный грант, а юнкор Степан Ерёмин, занявший в личном зачёте почётное второе место, получил приглашение к сотрудничеству от экс-главного редактора портала e1.ru Рената Низамова. Поздравляем победителей!

В библиотеке лицея №22 г. Белово «У Лукоморья» прошёл очередной родительский мастер-класс. Традиция мастер-класса уходит корнями в апрель 2015 года. Выпечка оладий, ремонт школьной мебели, изготовление оригами и поздравительных открыток в технике «скрапбукинг», разведение пчёл и нелёгкий труд автодиспетчера, игра на акустической гитаре и наматывание армейских портянок — родители способны рассказать обо всём и многому научить. Тема мастер-класса этого года — «Будь здоров!». Мероприятие собрало в библиотеке несколько сотен участников. Папы и мамы учили лицеистов тонкостям накладывания повязок, пользованию ростомером, динамометром, весами, правилам здорового питания, составлению комплексов упражнений для разных групп мышц… Нашлось место и интерактиву, и конкурсным заданиям. Прекрасный образец связи поколений!

Событий очень много, и, к сожалению, далеко не все попадают в наши короткие обзоры. Но обо всём, друзья, вы можете прочесть в соцсетях ВКонтакте и Facebook по хештегу #РадугаЛикШББ.

Остался один конкурсный месяц. Нам очень радостно видеть, что библиотекари ведут такую активную творческую деятельность в культурных центрах своих школ. И вдвойне приятно, что многие школьные библиотекари благодаря этому конкурсу познакомились друг с другом и с удовольствием общаются. Может быть, нам и вам, коллеги, стоит подумать о том, чтобы создать, например, в соцсети ВКонтакте сообщество, которое объединило бы школьных библиотекарей страны и позволило создать единое поле для обмена опытом, дискуссий, совместных творческих разработок и обсуждения новых идей. Школьная библиотека как воспитательный институт только выиграет! Может быть даже стоит в качестве площадки развивать группу, посвящённую нашему конкурсу. В общем, приглашаем к выдвижению и обсуждению идей!

С 8 по 16 июня 2019 года в г. Судак (Республика Крым) пройдёт традиционная 26-я Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», на которой мы планируем объявить результаты конкурса «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего». Мы будем рады видеть участников конкурса на этой конференции! Все подробности участия — на сайте организаторов (ГПНТБ, г. Москва).

Сергей Филатов, ПО «Радуга-ЛИК»
e-mail: konkurs@raduga-lik.ru
Сообщество конкурса ВКонтакте
Сообщество конкурса Facebook

Наш информационный спонсор – журнал «Библиотека в школе»

Предыдущие обзоры событий конкурса — здесь

Март 2019

Обзор событий конкурса за март

Уважаемые участники, здравствуйте!

Обзор мартовских событий конкурса несколько запоздал, но я прошу снисхождения: растёт активность участников конкурса, растёт количество событий, о которых хочется рассказать. К сожалению, обзор — он на то и обзор, чтобы быть кратким и выделять главное, поэтому немало интересных событий осталось «за бортом».

Для начала — несколько новостей от ИБЦ лицея № 22 города Белово. В этом учебном году библиотека лицея курирует проекты в рамках программ внеурочной деятельности «Читать модно» и «Взрослеем с книгой». Продукт проекта «Взрослеем с книгой» — это сборник электронных читательских дневников. Ребята регистрируются на дистанционном курсе, который разработан библиотекой лицея на базе платформы Moodle, осваивают различные онлайн-сервисы. Так, в модуле «Библиотеки без пыли» курсанты знакомятся с многообразием электронных библиотек, а модуль «Книгуру» предоставляет им возможность прочитать совсем новые книги, что называется, «с пылу, с жару», и войти в состав жюри конкурса для детских писателей. В ходе работы лицеисты пересматривают свой читательский багаж, осмысливают новый опыт и формируют список «Топ-5» книг, по которым и создают читательские дневники в цифре. Сборник дневников помещается на общей интерактивной доске, созданной в сервисе Padlet. Немаловажно то, что фиксацию своих впечатлений о прочитанном можно продолжать и по окончании курса, а информация хранится, пока существует интернет. Отзывы о проделанной работе — трудностях, "лёгкостях", впечатлениях — ребята оставляют на доске "Свеча". Лицеисты не без основания полагают, что рекомендация, полученная от ровесника, скорее подтолкнёт молодого человека к прочтению книги, нежели «взрослая» пропаганда.

Библиотека "У лукоморья" регулярно пополняется эксклюзивными изданиями, которые создают сами школьники. Среди новых поступлений — «Книжка неправильных глаголов в английском языке» пятиклассницы Кристины Харланцевой, брошюра «Семь чудес города Белово» девятиклассницы Дарьи Алексеевой и две сенсорные коробки для первоклашек, изготовленные четвероклассником Иваном Кравцом с помощью папы и мамы.

Проект Софии Садуллоевой, 6 «В»: в рамках программы внеурочной деятельности «Читать модно» лицейская студия художественного чтения «ПятыйВэ» инсценировала рассказ Людмилы Улицкой «Бумажная победа». Ребята проделали серьёзную работу: мало прочитать сложный текст громко и без запинок, важно научиться правильно дышать, чётко произносить каждое слово, чтобы все зрители его услышали. Разбить текст на смысловые отрывки, подобрать к ним музыку и шумовые эффекты, найти верную интонацию для каждого предложения, определить, где встанет на сцене тот или иной персонаж, в какой момент и куда он пройдёт, где остановится, как повернётся — всё это важно для того, чтобы донести мысль до зрителя. Но дело того стоит: «Бумажная победа» выдержала десять постановок, предстоит выступить перед старшими классами. После аплодисментов зрители отвечали на вопросы, которые ставили артисты. Умение сформулировать и задать вопрос — очень важный навык, и думающие зрители включались в разговор и сами ставили неожиданные вопросы.

Ежегодно в лицее проводится «Библионочь». К ней готовятся в течение всего учебного года. «Библионочь» наступает для среднего и старшего звена, а начальные классы участвуют в «Библионочке». В этом году «Библионочка» прошла «В гостях у дедушки Крылова» в честь 250-летия со дня рождения великого баснописца. В ходе подготовительного этапа всем обучающимся начальных классов было предложено выучить одну из басен И.А. Крылова, создать иллюстрации к ней или изготовить поделку в любой технике. Отборочный этап в виде конкурса чтецов и художников выявил участников. Родители учащихся наравне с детьми участвовали в инсценировке басен, собирании пазлов, разгадывании ребусов и определении морали басен.

В последнее время в библиотеках приобрела популярность новая форма работы «Книжные жмурки». Ну а библиотека Ялтинской СШ № 7 решила провести «Литературно-краеведческие жмурки». В этот день всем, кто приходил в школьную библиотеку, предлагалось взглянуть на три фотографии и ответить на вопросы:

  1. Сможете ли Вы определить литературного героя?
  2. Как называется произведение, и кто автор?
  3. Где находятся/или находились скульптурные композиции?

На всех снимках были изображены персонажи из произведений А.С. Пушкина, в разное время служившие украшением Ялты — Петушок из «Сказки о золотом петушке», скульптурная композиция, созданная по «Сказке о рыбаке и рыбке», а также Голова и Руслан из поэмы «Руслан и Людмила». Не на все вопросы дети смогли ответить, но можно надеяться, что игра пробудила в них интерес как к творчеству Пушкина, так и к истории родного города. Из других новостей школы хочу отметить авторскую книжную выставку-инсталляцию учащейся 5 «В» класса Дианы Бережной, посвящённую весне, и акцию «Книги наши друзья, скажем, нет гаджетам!».

Ребята беседовали с прохожими и раздавали листовки о пользе чтения. Участники акции ставили своей целью доказать, что для чтения книги не нужно обладать неограниченным запасом свободного времени — достаточно всего на несколько минут отказаться от гаджетов.

В рамках недели русского языка и литературы в гамназии №45 Комсомольска-на-Амуре учащиеся 10х классов под руководством учителя русского языка и литературы И.А. Шаповаловой и информационно-технической поддержкой ИБЦ подготовили и провели литературно-музыкальный салон «Русский романс». Ребята пели под гитару романсы на стихи Пушкина, читали стихи Фета и Тютчева, на два голоса исполнили романс на стихи М. Цветаевой «Моя маленькая», который сами нашли в интернете. Красота!

В ИБЦ школы №2 города Лысьвы специалисты по сервисам 2.0 из 4-х классов проводят мастер-классы по созданию дидактических игр. Больше того — они обучают ребят старше себя возрастом. Дают им уроки и информационной, и читательской, и ИКТ грамотности, и навыки коммуникативных УУД. При этом наставники-четвероклассники гораздо требовательнее, чем педагоги, относятся к тому, какой продукт на всеобщее обозрение представят их ученики! А мы ещё говорим, что молодёжь у нас безответственная

Ребята из агентства «ИНФОРМАШКИ» школы № 72 города Лесной приготовили для учащихся начальной школы и представили 15 марта «Вкусный журнал». Вкусный — потому что в «Лесной газете» рассказывается не только о жизни животных, но и о том, чем питаются животные, насекомые, птицы, цветы. Учащимся стало интересно исследовать вкусовые предпочтения животного мира. А там, глядишь, и звериную столовую организуют…

В ИБЦ "Навигатор" школы №112 города Трёхгорный прошли несколько конкурсов: «Ох, уж эти смайлики!», где требовалось зашифровать названия книг из списка в виде смайликов, «Угадай книгу» — расшифровать названия книг по рисункам второклассников, и «Знакомые строки» — написать название книги, из которой приведена фраза. По-моему, отличная гимнастика для ума.

На весенних каникулах в школе № 13 города Бердска в конкурсе по чтению вслух "Страница, 19" приняли участие учителя и сотрудники школы! Компетентное жюри оценивало технику и артистизм при чтении неизвестного текста за одну минуту. Знать название произведения не представлялось возможным, ибо книги были скрыты в конвертах. Каждый участник читал за минуту отрывок из произведений Русской литературы, затем Зарубежной литературы и Поэзии. Все участники подошли к конкурсу серьёзно, что не может не радовать.

Друзья, я очень благодарна всем активным участникам конкурса за их упорство и творческие идеи. Как думаете, может быть, по итогам конкурса создать что-то вроде методички, включив в неё рассказы о самых интересных событиях? А перечень событий определить нам всем сообща? Жду ваших предложений!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова
e-mail: konkurs@raduga-lik.ru
ВКонтакте: https://vk.com/radugalikkonkurs
Facebook: https://www.facebook.com/groups/radugalikkonkurs

Февраль 2019

Рассылка конкурса «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего» №5. Обзор событий за февраль.

Здравствуйте, дорогие участники!

Прошу прощения за задержку с февральским обзором событий конкурса. В качестве компенсации я постараюсь сделать этот обзор максимально расширенным. Итак, приступим 🙂

В детской художественной школе г. Глазова прошёл школьный конкурс чтецов «Родной язык – словом и кистью». Его особенность в том, что дети не только читали стихи, но и нарисовали иллюстрации к ним! Часть учащихся прочитали стихи на родном удмуртском языке.

В ИБЦ зеленоградской гимназии «Вектор» проходят «Читательские гонки» среди учащихся начальной школы. Победит тот класс, учащиеся которого прочтут больше всего книг. Участник конкурса должен рассказать библиотекарю о прочитанном и ответить на вопросы, а также рекомендовать книгу своему другу в такой форме, чтобы «заразить» желанием прочесть её. Конкурс «Обложка любимой книги», как можно догадаться, предлагает читателям проявить фантазию и художественные способности в создании собственных иллюстраций. В библиотеке дети изучали архитектуру и достопримечательности родного города, а в преддверии Дня зеленоградского кота (2 марта) приняли участие в игровом занятии, посвященном кошкам, в процессе которого ознакомились с историей одомашнивания этих прекрасных животных, их породами, народными приметами, связанными с кошками. Кульминацией занятия стала встреча с Умкой – библиотечным котом, о спасении которого мы писали в декабрьском обзоре.

В электронный фонд медиатеки БИЦ гимназии города Чернушкипоступила необычная электронная книга - "Книга класса: Бессмертный полк." Её создали учащиеся 4А класса вместе с родителями под руководством учителя начальных классов Ведерниковой Любови Викторовны. В семейных архивах ребята собрали для книги сведения о подвигах своих близких. А библиотека объявила старт гимназической акции "Напишем книгу класса: Бессмертный полк". На мой взгляд, эта акция достойна стать всероссийской.

В библиотеке Именьковской средней общеобразовательной школы прошёл брейн-ринг для младшеклассников «Мы – патриоты страны», мероприятие «С книгой по жизни», вечер памяти Мусы Джалиля, состоялась встреча с Миннуллиным Ильгизаром, участником афганской войны. 1 марта завершился очередной (шестой по счету) Всероссийский литературный марафон по произведениям татарских писателей и поэтов. К сожалению, уважаемая Каусария Гаянова крайне немногословно рассказывает об этих мероприятиях, порой ограничиваясь лишь их названиями.

В библиотеке гимназии «Корифей» 14 февраля отметили Международный день дарения книг – гимназисты дарили книги своей библиотеке. В этот же день в Городском Библиотечном центре для юных журналистов состоялась пресс-конференция в рамках Месячника защитников Отечества «Живая история: сегодня, завтра и вчера», на которой присутствовали и корреспонденты школьной газеты «ЗавтраК».

Отмечали Международный день дарения книг и в библиотеке лицея №22 "У лукоморья", но там подарки получила не только библиотека, но и читатели: члены актива библиотеки вручали книги третьеклассникам на переменке, мамам, которые пришли встречать своих первоклашек, и даже учителям на пятиминутке. Члены творческого клуба Колибри посвятили тридцатилетию вывода советских войск из Афганистана свою очередную встречу, на которой им удалось побеседовать с воином-интернационалистом Сергеем Николаевичем Мальковым. А ещё (в рамках программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Вера. Знание. Книга») в библиотеке прошла неформальная и очень интересная беседа на тему «Что есть красота».

Четвероклассники школы №2 г. Лысьва на базе школьной библиотеки продолжают свою научно-исследовательскую деятельность. В XII муниципальном открытом краеведческом смотре-конкурсе имени А. А. Карякина принимают участие двое учеников со своими проектами – от души желаем им удачи!

В ШИБЦ "Навигатор" школы №112, г. Трёхгорный, педагог-библиотекарь Яценко Дина Варисовна подготовила и провела беседу с третьеклассниками «Толерантное отношение к внешности. Что это?». На примере рассказа А.И. Куприна «Синяя звезда» и сравнении эталонов красоты разных народов ребята разобрались с понятием толерантности, внутренней и внешней красоты. Урок завершился замечательным пожеланием: «Если вдруг вам захочется сказать что-нибудь неприятное о внешности сверстника, вспомните о сказке «Синяя звезда». Вспомните, задумайтесь … и остановитесь».

Ребята из агентства «ИНФОРМАШКИ» школы №72, г. Лесной, подготовили выступление, посвящённое юбилею уральского писателя Павла Петровича Бажова и приняли участие в Неделе Наук. А ещё в честь 250-летнего юбилея Ивана Андреевича Крылова в школе прошло чтение басен «самого народного нашего поэта».

В рамках Фестиваля науки-2019 и акции «Виват, наука!» в информационно-библиотечном центре школы №1 «Школа Сколково-Тамбов» состоялись «Дебаты юных Эйнштейнов» среди учащихся 7-х классов. Целью данного образовательного события являлось приобщение учащихся к командному решению предложенных логических задач для развития мыслительной активности.

В гимназии №45 Комсомольска-на-Амуре ученица 8 класса Соня Ясинская организовала книжную выставку ЧИТАТЕЛЯ. На презентации выставки она столь увлекательно рассказала о прочитанных ею книгах, что многие школьники захотели немедленно взять их в библиотеке. В рамках недели науки «Интеллект–карусель» — квест-игра «Книгопечатание» и создание библиотечного квилта на тему «Что изобретено «совершено случайно». Также в библиотеке прошёл школьный этап всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» и подведены итоги конкурса-викторины «Мир кукол», в котором четвероклассники изготавливали кукол – литературных персонажей.

В библиотеке школы №5 г. Тобольска подвели итоги 2 этапа номинации «Самая читающая семья», после чего был дан старт 3 этапу «Реклама книги». Для семейных команд прошел лекторий по созданию буктрейлера.

В школе №15 г.Феодосии продолжается стихомарафон «Дети читают стихи», 14 февраля первоклашки подарили библиотеке книги.

А вот в Ялтинской СШ №7 им. Нади Лысановой в этот день провели акцию «Поделись своей любовью к книге».К этому дню школьники подготовили презентации «Моя любимая книга».Затем ребята обменялись между собой прочитанными книгами, а в библиотеке учащиеся организовали тематическую полку «Я рекомендую», на которой появились книги со стикерами-советами. А 18 февраля школьная библиотека превратилась в краудсорсинг-площадку «Есть идея!». Обучающиеся высказывали свои предложения по проведению интересных, инновационных мероприятий. Свои мысли они записывали на стикерах и приклеивали на дверь библиотеки. На данный момент среди лидирующих форм работы стали всевозможные квесты (литературные, исторические, краеведческие), а также турниры и соревнования. Кстати, о квестах. После серьёзной двухмесячной подготовки семиклассники стали участниками библиографического квеста «Полуостров Греинландия», победить в котором можно было, лишь продемонстрировав незаурядное умение работать с самыми разными источниками информации, а также ориентироваться в библиотечных каталогах и сервисах. Хочется также упомянуть об очередном выпуске радиопередачи «На литературной волне», который состоялся в библиотечном пресс-центре. Восьмиклассники устроили слушателям радиопутешествие по пушкинским местам Крыма.

В этом обзоре я постаралась представить деятельность библиотек-участников конкурса во всём её многообразии, почти ничего не отсеивая. Надеюсь, такой подход даст возможность библиотекарям сравнить свои достижения с находками коллег и расширить сферу своей деятельности на благо учащихся. Всем удачи!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Январь 2019

Здравствуйте!

О самых, на мой взгляд, интересных событиях января – в этом обзоре. Честно говоря, я не ожидала, что их будет так много, зимние каникулы всё-таки. Но наши участники активно набирают обороты, что не может не радовать. Итак.

Из сообщения педагога-библиотекаря Валентины Николаевны Шашкиной (МАОУ "Гимназия" города Чернушки Пермского края) о презентации творческой работы участников Библио-практикума "Умные карты" я узнала о существовании ментальных карт и порадовалась за школьников Пермского края. «Интеграция естественно-научного образования, исследований, экспериментов и познавательного чтения с элементами когнитивного обучения и ментальных карт - основа программы "Биоэкоцентр "Уникум"» - как же это отличается от шаблонного заучивания параграфов и формул, которым грешит старый подход к образованию! Продолжение творческого, исследовательского подхода к учёбе обнаруживается и в гуманитарных предметах – учебное пособие "Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературное расследование" предлагает школьникам найти следы влияния известных писателей страны на литературу Пермского края.

В ИБЦ МАОУ «Гимназия «Вектор» г. Зеленоградска» проходят уроки академической честности, где ребят обучают высказывать свою точку зрения, не копировать чужие работы, указывать в работе источники используемой информации.

Педагог-библиотекарь Елена Рафаиловна Воротынцева и учащаяся 8 «Б» класса Ялтинской средней школы №7 Евгения Стрельникова составили и выпустили "Календарь знаменательных дат и памятных событий Крыма на 2019 год". Составителями календаря была проделана серьёзная исследовательская работа. Календарь рассчитан помочь библиотекарям, учителям, журналистам, обучающимся учебных заведений, краеведам в расширении знаний о Крыме.

Педагоги-библиотекари Феодосийской средней школы №15 водят школьников в музеи, связанные с историей края и творчеством русских писателей, проводят конкурс рисунков и фотографий «История нашего города». Продолжается видеоакция «Читаем книги на разных языках» и стихомарафон для самых маленьких.

Педагог-библиотекарь гимназии №45 Комсомольска-на-Амуре Татьяна Перегоедова создала для своих коллег мастер-класс «Оформление библиотечного пространства». На мой взгляд, подобный обмен опытом – отличная идея, и заслуживает того, чтобы другие библиотеки её поддержали. Среди прочих достижений БИЦ школы №45 хочу отметить интересную рубрику «Видеодневник читателя» и участие в неделе науки («Интернет – карусель»).

Нестандартную и очень увлекательную форму библиотекари и учителя средней школы №2 г. Лысьва нашли для участия в сетевой акции «Читаем Гайдара». Не буду углубляться в подробности – их можно прочесть в отчётах, опубликованных под тегом ШББ. Но не удивлюсь, если в Лысьве возникнет тимуровское движение 😃

А вы знали, что в средней школе 1540 г. Москвы существует Департамент СМИ? Он заседает в библиотеке старшего корпуса. Там работают медиажурналисты, снимающие фото и видео про жизнь школы, действует школьное радио, там даже пианино есть! А в младшем корпусе проходят уроки английского по методике Grapeseed. Вот реальный пример библиотеки, ставшей местом встреч школьников и их творческой активности!

В общем, уже понятно, что победителя будет выбрать непросто. Зато можно быть уверенными в том, что наше оборудование, кому бы оно ни досталось, будет использоваться на сто процентов. И это вдохновляет. До новых встреч, друзья!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Декабрь 2018

Рассылка №3 конкурса «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего» от 27.12.2018.

Вот и завершилась регистрация участников всероссийского конкурса «Школьная Библиотека Будущего». 68 школ будут бороться за главный приз — разработку дизайна и поставку оборудования для библиотеки-победителя.

В последние дни уходящего года, наполненные предвкушением любимого праздника, не хочется писать и говорить о недоработках. Давайте сразу перейдём к хорошим новостям.

Порадовали интересными находками библиотека школы N15 г. Феодосии (видеоакция «Читаем книги на разных языках»), библиотека «Школы Сколково — Тамбов» (виртуальная экскурсия «Необычные школы мира»), библиотека лицея № 22 "У Лукоморья", г. Белово (письмо в школьной библиотеке «Сплетни о знакомом» и творческий клуб «Колибри»).

Активно включился в работу новый участник конкурса — библиотека Именьковской средней школы (с. Именьково, Лаишевский р-он, Республика Татарстан). Мне понравилась идея цикла мероприятий «А вы знали?»; разговор с учениками о коррупции впечатлил нестандартным подходом и глубоким анализом нравственной ответственности человека за состояние всего общества. К сожалению, я не знаю татарского языка и не смогу осветить здесь все интересные акции библиотеки.

В предыдущем обзоре я писала о том, что хочется побольше узнать о «Школе юных блоггеров», работающей на базе библиотеки СОШ №2 г. Лысьвы, и об образовательных курсах "Сервисы 2.0 в проектной деятельности учащихся». Ребята не подвели — их разработки регулярно появляются в сети. С удовольствием вместе с дочкой ответили на вопросы дидактических игр, созданных 4 «А» классом, на очереди — химические эксперименты. Не буду перечислять всё, посмотрите сами. Кстати, на базе библиотеки работает Сетевая Творческая Педагогическая Мастерская — школа не только разрабатывает и воплощает свои сетевые проекты, но и делится соответствующим опытом с педагогами других школ. Очень интересно библиотекари подошли к участию в акции «Друг детства — Виктор Драгунский.»

Вообще, я остро завидую учащимся средней школы №2 города Лысьвы. Благодаря участию во всероссийском проекте «Сделай мир ближе» в их библиотеке появились фолдоскопы – бумажные карманные микроскопы! Но, чтобы получить такой для работы (цитирую): «Нужно придумать идею исследования и оформить его паспорт. Для этого надо пройти в библиотеке школы мастер-класс по разработке исследования, тренинг по целеполаганию и составить план исследования.» А потом — работа в кабинетах химии и биологии… Эх, где мои 12 лет? 

Ну и какая же предновогодняя статья без рождественской истории! В гимназии «Вектор» города Зеленоградска дети вместе с библиотекарем спасли замерзающего котёнка от смерти. И это прекрасно. Хочется узнать, что произошло дальше с найдёнышем по имени Умка. Стал ли он библиотечным котом или достался кому-то из посетителей?

Друзья, обязательно обратите внимание на то, что отчёты о проведённых вами акциях, которые вы публикуете в сообществах ВКонтакте и Facebook, необходимо снабжать хэштегом #РадугаЛикШББ, иначе мы просто не узнаем о том, что у вас произошло что-то интересное.

И ещё раз хочу напомнить – обязательным условием участия в конкурсе является бесплатное подключение нашей программной разработки – дискавери-сервиса БИБЛИОПОИСК. Мы получили 68 заявок, а БИБЛИОПОИСК подключён только у 25 участников. Обязательно обратитесь к нашим программистам!

В заключение хочу заметить: очень хорошо, что библиотекари не только сообщают о своих находках, но и заимствуют идеи друг у друга. Кто бы ни стал победителем конкурса, уже сейчас можно утверждать, что затеяли мы его не зря. Да здравствует библиотечное братство и с наступающим Новым годом, товарищи!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Ноябрь 2018

Доброго времени суток, коллеги!

Прошло уже два месяца с того момента, как наша компания объявила конкурс на лучшую школьную библиотеку. За это время 50 школ подали заявки на участие. И во второй рассылке конкурса я хочу остановиться на наиболее типичных ошибках конкурсантов, а также отметить интересные решения отдельных участников.

Чтобы не заканчивать статью «за упокой», сначала скажу о недостатках. Друзья! В условиях конкурса недвусмысленно сказано: библиотекари, желающие принять участие, должны интегрировать в сайт своей школы или школьной библиотеки поисковую строку БИБЛИОПОИСКа. Из пятидесяти участников данное условие выполнили только десять! В чём проблема у остальных? Интеграция бесплатна, наши специалисты всегда готовы помочь, если возникнут технические затруднения. Очень надеюсь, что до 1 декабря 2018 года 40 отстающих библиотек исправят это упущение.

Идём дальше. В течение всего учебного года библиотекари должны придумывать и осуществлять образовательные, культурные, патриотические проекты, проекты, связанные с искусством, социальные акции, и т.п., и освещать свою деятельность (видео, фото, аудио, текстовые комментарии и т.д.) на сайтах школ, а также в соцсетях ВКонтакте и Facebook, в специально заведённых для этого сообществах, ставя хэштег #РадугаЛикШББ. И опять это магическое число – десять школ публикуют отчёты о своих мероприятиях, остальные сорок затаились и чего-то ждут. Вполне возможно, в этих неуместно скромных библиотеках проходят потрясающие акции. Но мы-то как о них узнаем? Возьмём, например, библиотеку школы №291 Санкт-Петербурга. На своей странице ВКонтакте сотрудники библиотеки регулярно сообщают о проводимых мероприятиях, но хэштег #РадугаЛикШББ при этом не ставят, и узнать об их активности можно, только специально заглянув к ним. А число участников растёт…

Среди тех, кто не стесняется рассказывать о себе, образовалась пятёрка лидеров. Не стану расставлять оценки, просто расскажу о том, что меня заинтересовало, порадовало, зацепило.

СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Лысьва, Пермский Край. Интересно было бы побольше узнать о «Школе юных блогеров», работающей на базе библиотеки, и об образовательных курсах "Сервисы 2.0 в проектной деятельности учащихся" для четвероклассников. Надеюсь, что с результатами их работы (их – в смысле, детей, занимающихся на курсах) можно будет ознакомиться на сайте школы.

Школа № 15, г. Феодосия, Республика Крым. Понравилась акция «Сам читал и другим советую», сама заинтересовалась некоторыми книгами, о которых рассказывали дети. Библиотека ведёт активную деятельность, что не может не радовать. Одно замечание: пожалуйста, ставьте наш хештег только на те записи, которые сообщают о проводимых вами мероприятиях!

Средняя общеобразовательная школа №1 – «Школа Сколково - Тамбов», г. Тамбов. В школе происходит много интересного. И литературный бал «Реверанс 19 веку» - снова бал! - в котором участвовали педагоги, ученики и родители, и дискуссия для старшеклассников «Возможно ли развитие общества без религии»… Но эти события не отмечены библиотекарями как организованные ими. А жаль, ведь тот же дискуссионный клуб, постоянно действующий на базе библиотеки, даёт массу возможностей для развития личности учащегося, а педагоги-библиотекари могут порекомендовать литературу и медиаресурсы для подготовки к дискуссии, да и сами наверняка с удовольствием примут в ней участие. Пока в активе библиотеки, если судить по хештегам, значатся Есенинский праздник поэзии, интерактивный урок «Моя осенняя корзина», познавательный вечер к 160-летию «Аленького цветочка», а также импровизированный театр по басням И.А. Крылова с участием второклассников.

Гимназия №210 "Корифей" (г. Екатеринбург). Приятно удивил прекрасно организованный сайт библиотеки. «День чтения» обратил на себя внимание тем, что в нём принимали активное участие не только ученики и учителя, но и родители. Всегда считала, что лучший способ приохотить ребёнка к чтению – читать самому. Вообще, к проведению областной акции подошли неформально и с фантазией – чего стоят одни уроки литературы, проводимые родителями учеников! А парад литературных героев! Акция «Книга для друга» согрела сердце, хотя, скажу честно, я бы не смогла оторвать от сердца любимую книжку и подарить её другому. А нелюбимую и дарить совестно. С интересом буду следить за деятельностью этой библиотеки.

Лицей № 22, пгт. Бачасткий, г. Белово, Кемеровская обл.Библиотека «У Лукоморья». До чего же творчески, оказывается, можно подойти к участию в акции с прозаическим названием «Генеральная уборка страны»! Не буду углубляться в подробности, почитайте сами. Заставили улыбнуться фотографии с флешмоба «Книжная скамейка». Отдельно хочу сказать о Пушкинском бале. А.А. Черных в статье «Вы поедете на бал?» пишет: «…русская история, родной язык и наша великая литература, чистописание и хореография, изобразительное искусство и пение – всё нашло своё отражение в ба́ле». На мой взгляд, большая проблема современной школы состоит как раз в изолированном преподавании отдельных предметов, не дающем ученику целостной картины мира. Воспитание личности происходит в процессе объединения сведений из разных областей, когда сухая информация становится живым знанием, применяемым к жизни. И я считаю, что Пушкинский бал в 22м лицее повлиял на формирование личностей учеников больше, чем это могли бы сделать формальные уроки патриотического воспитания. Спасибо библиотеке и руководству лицея за это прекрасное событие!

Желаем всем участникам конкурса творчества, изобретательности и радости от любимого дела!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»

Лилия Борисова

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Информационная поддержка:
Контакты:
konkurs@raduga-lik.ru
Площадки конкурса к соц. сетях: