Обзор наиболее интересных событий

Апрель 2019

Здравствуйте, друзья!

Апрель порадовал обилием творческих акций конкурсантов. Как, в общем, и весь этот учебный год.

В БИЦ гимназии города Чернушка в рамках мастерской интерпретации текста успешно реализован проект «Читательский перформанс». Руководитель проекта — педагог-библиотекарь Юлия Владимировна Герасимова. Мастерская интепретации — это межпредметный уровень занятия, поскольку опирается на взаимодействие литературы, языка, изобразительного искусства. Такой формат работы учит устанавливать сходство и различие, проводить аналогии, обеспечивает широкое видение мира, облегчает процесс понимания. Цель мастерской интерпретации текста – в результате переживания и осмысления прийти к созданию собственного речевого произведения, созвучного авторскому, но в то же время индивидуальному. Предметом интерпретации на этот раз стала картина канадского художника-сюрреалиста Р. Гонсалвеса «За чашкой чая». Можно заключить, что мастерская интерпретации текста для ученика — прекрасный метод развития собственного мышления и навыков анализа произведений искусства, что, безусловно, очень важно для юного поколения в эпоху твитов и клипового мышления. Кроме того, в апреле нашлось место и личным достижениям! Так заведующий библиотечно-информационным центром Валентина Николаевна Шашкина награждена дипломом 1 степени на Форуме-слете педагогов-новаторов Пермского края «Российская школа: традиция, обращенная в будущее» за проект «Проектирование модели Центра знаний «5-й элемент» для активного развития Цифровой культуры и повышения качества цифрового гимназического образования». Мы присоединяемся к поздравлениям!

В библиотеке школы №2 города Лысьвы продолжает работать НОК «Сервисы 2.0 в проектной деятельности учащихся». Некоторые работы ребят отправлены на конкурсы, представлены на школьных мероприятиях, есть специальные проекты в помощь ВПР. Рассказывать об этих удивительных работах совершенно бессмысленно. Лучше один раз увидеть.

Помимо всего прочего в этом учебном году в СОШ №2 осуществлены три сетевых проекта: «В поисках сокровищ», «Читаем пермское» и «Путешествие с Оляпкой-2». Все три проекта носят краеведческий характер. Прекрасно, что участники учатся самостоятельно осваивать новые сервисы, работать в команде, получают опыт сетевого общения, грамотной работы с информацией, — словом, приобретают столь важные в современном мире навыки и умения, которые, безусловно, пригодятся ребятам в будущем. И, кстати, не только ребятам — в одном из этих проектов в качестве участников выступили воспитатели из ДОО!

Также ученики этой школы под руководством своего заведующего библиотекой С.Р. Орловой и педагога дополнительного образования Т.Г. Пшеничниковой приняли участие в конференции «Лысьва как объект краеведческих исследований». 9 из 24 работ, представленных на конференции, были подготовлены учениками школы №2, из которых 4 в итоге попали в призы. Краеведение — очень важный камень в фундаменте будущего отношения к жизни и к Отечеству, и не может не радовать тот факт, что дети не просто знакомятся с историей и особенностями родного края, но и активно участвуют в самой исследовательской работе.

В начале апреля состоялась Неделя детской и юношеской книги.

В школе №72 города Лесной событий было традиционно много. Это и День дарения книг, и выставки, и викторины, и литературные квесты. Но особенно хотелось бы отметить театрализованные представления ребят 2 «Б» по книге Корнея Чуковского «Краденое солнце» и театрализованное представление театральной студии «Калейдоскоп» 3 «Б» «Дети нашего двора» по произведениям С. Михалкова, А. Барто, А. Шибаева. А ученики 10 «А» в рамках «BooKStory — новое прочтение» обратились к русской классике. Они прочли и представили по-новому комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».

Вообще, отрадно, что в Год театра школьные библиотеки уделяют определённое внимание этому виду искусства. Так в гимназии №45 г. Комсомольска-на-Амуре ученики вторых классов приняли участие в театрализованной викторине по русским былинам. Третьеклашки подготовили мини-спектакль, а потом их младшие товарищи, разбившись на три команды, отвечали на вопросы. Победила дружба!

Кроме того, в 45-й гимназии прошли «Космические старты» - квест-игра для учеников 5-6 классов. Ребята отвечали на вопросы, собирали ракету с закрытыми глазами, разгадывали космический кроссворд и расставляли планеты по порядку. Все участники остались очень доволны!

Ещё одним значимым, и, может быть, главным событием апреля в 45-й гимназии стала социальная акция «Обрати на меня внимание», прошедшая в рамках конкурса лидерских команд «Время действовать». Учащиеся решили обратиться ко взрослым и обозначить злободневную проблему нашего общества — уменьшение значимости общения внутри семьи. По мотивам акции был снят очень трогательный видеоролик, который занял первое место в очередном туре городского конкурса.

Медиажурналисты библиотеки московской гимназии 1540 во главе со своим руководителем Натальей Кубрак регулярно создают рассылку-дайджест полезных материалов для учителей и родителей. Сначала ребята рассылали материалы только по внутренней корпоративной почте, но потом поняли, что этот проект может быть интересен и за пределами школы. Познакомьтесь с примером такой рассылки: «Пойманное в сети», выпуск №22 – это очень интересно и стоит того, чтобы взять на вооружение библиотекам других школ! Может быть, таким образом можно создать эквивалент старой доброй стенгазеты. А ещё юные медиажурналисты посетили с экскурсией радиостанцию «Серебряный дождь». Ребята узнали, как устроено радио изнутри, что, безусловно пригодится тем из них, кто решит выбрать профессию радиожурналиста.

А вот газета «ЗавтраК», издаваемая учениками гимназии №210 «Корифей» одержала победу в екатеринбургском городском конкурсе «Актуальная журналистика». Редакция газеты получила денежный грант, а юнкор Степан Ерёмин, занявший в личном зачёте почётное второе место, получил приглашение к сотрудничеству от экс-главного редактора портала e1.ru Рената Низамова. Поздравляем победителей!

В библиотеке лицея №22 г. Белово «У Лукоморья» прошёл очередной родительский мастер-класс. Традиция мастер-класса уходит корнями в апрель 2015 года. Выпечка оладий, ремонт школьной мебели, изготовление оригами и поздравительных открыток в технике «скрапбукинг», разведение пчёл и нелёгкий труд автодиспетчера, игра на акустической гитаре и наматывание армейских портянок — родители способны рассказать обо всём и многому научить. Тема мастер-класса этого года — «Будь здоров!». Мероприятие собрало в библиотеке несколько сотен участников. Папы и мамы учили лицеистов тонкостям накладывания повязок, пользованию ростомером, динамометром, весами, правилам здорового питания, составлению комплексов упражнений для разных групп мышц… Нашлось место и интерактиву, и конкурсным заданиям. Прекрасный образец связи поколений!

Событий очень много, и, к сожалению, далеко не все попадают в наши короткие обзоры. Но обо всём, друзья, вы можете прочесть в соцсетях ВКонтакте и Facebook по хештегу #РадугаЛикШББ.

Остался один конкурсный месяц. Нам очень радостно видеть, что библиотекари ведут такую активную творческую деятельность в культурных центрах своих школ. И вдвойне приятно, что многие школьные библиотекари благодаря этому конкурсу познакомились друг с другом и с удовольствием общаются. Может быть, нам и вам, коллеги, стоит подумать о том, чтобы создать, например, в соцсети ВКонтакте сообщество, которое объединило бы школьных библиотекарей страны и позволило создать единое поле для обмена опытом, дискуссий, совместных творческих разработок и обсуждения новых идей. Школьная библиотека как воспитательный институт только выиграет! Может быть даже стоит в качестве площадки развивать группу, посвящённую нашему конкурсу. В общем, приглашаем к выдвижению и обсуждению идей!

С 8 по 16 июня 2019 года в г. Судак (Республика Крым) пройдёт традиционная 26-я Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса», на которой мы планируем объявить результаты конкурса «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего». Мы будем рады видеть участников конкурса на этой конференции! Все подробности участия — на сайте организаторов (ГПНТБ, г. Москва).

Сергей Филатов, ПО «Радуга-ЛИК»
e-mail: konkurs@raduga-lik.ru
Сообщество конкурса ВКонтакте
Сообщество конкурса Facebook

Наш информационный спонсор – журнал «Библиотека в школе»

Предыдущие обзоры событий конкурса — здесь

Март 2019

Обзор событий конкурса за март

Уважаемые участники, здравствуйте!

Обзор мартовских событий конкурса несколько запоздал, но я прошу снисхождения: растёт активность участников конкурса, растёт количество событий, о которых хочется рассказать. К сожалению, обзор — он на то и обзор, чтобы быть кратким и выделять главное, поэтому немало интересных событий осталось «за бортом».

Для начала — несколько новостей от ИБЦ лицея № 22 города Белово. В этом учебном году библиотека лицея курирует проекты в рамках программ внеурочной деятельности «Читать модно» и «Взрослеем с книгой». Продукт проекта «Взрослеем с книгой» — это сборник электронных читательских дневников. Ребята регистрируются на дистанционном курсе, который разработан библиотекой лицея на базе платформы Moodle, осваивают различные онлайн-сервисы. Так, в модуле «Библиотеки без пыли» курсанты знакомятся с многообразием электронных библиотек, а модуль «Книгуру» предоставляет им возможность прочитать совсем новые книги, что называется, «с пылу, с жару», и войти в состав жюри конкурса для детских писателей. В ходе работы лицеисты пересматривают свой читательский багаж, осмысливают новый опыт и формируют список «Топ-5» книг, по которым и создают читательские дневники в цифре. Сборник дневников помещается на общей интерактивной доске, созданной в сервисе Padlet. Немаловажно то, что фиксацию своих впечатлений о прочитанном можно продолжать и по окончании курса, а информация хранится, пока существует интернет. Отзывы о проделанной работе — трудностях, "лёгкостях", впечатлениях — ребята оставляют на доске "Свеча". Лицеисты не без основания полагают, что рекомендация, полученная от ровесника, скорее подтолкнёт молодого человека к прочтению книги, нежели «взрослая» пропаганда.

Библиотека "У лукоморья" регулярно пополняется эксклюзивными изданиями, которые создают сами школьники. Среди новых поступлений — «Книжка неправильных глаголов в английском языке» пятиклассницы Кристины Харланцевой, брошюра «Семь чудес города Белово» девятиклассницы Дарьи Алексеевой и две сенсорные коробки для первоклашек, изготовленные четвероклассником Иваном Кравцом с помощью папы и мамы.

Проект Софии Садуллоевой, 6 «В»: в рамках программы внеурочной деятельности «Читать модно» лицейская студия художественного чтения «ПятыйВэ» инсценировала рассказ Людмилы Улицкой «Бумажная победа». Ребята проделали серьёзную работу: мало прочитать сложный текст громко и без запинок, важно научиться правильно дышать, чётко произносить каждое слово, чтобы все зрители его услышали. Разбить текст на смысловые отрывки, подобрать к ним музыку и шумовые эффекты, найти верную интонацию для каждого предложения, определить, где встанет на сцене тот или иной персонаж, в какой момент и куда он пройдёт, где остановится, как повернётся — всё это важно для того, чтобы донести мысль до зрителя. Но дело того стоит: «Бумажная победа» выдержала десять постановок, предстоит выступить перед старшими классами. После аплодисментов зрители отвечали на вопросы, которые ставили артисты. Умение сформулировать и задать вопрос — очень важный навык, и думающие зрители включались в разговор и сами ставили неожиданные вопросы.

Ежегодно в лицее проводится «Библионочь». К ней готовятся в течение всего учебного года. «Библионочь» наступает для среднего и старшего звена, а начальные классы участвуют в «Библионочке». В этом году «Библионочка» прошла «В гостях у дедушки Крылова» в честь 250-летия со дня рождения великого баснописца. В ходе подготовительного этапа всем обучающимся начальных классов было предложено выучить одну из басен И.А. Крылова, создать иллюстрации к ней или изготовить поделку в любой технике. Отборочный этап в виде конкурса чтецов и художников выявил участников. Родители учащихся наравне с детьми участвовали в инсценировке басен, собирании пазлов, разгадывании ребусов и определении морали басен.

В последнее время в библиотеках приобрела популярность новая форма работы «Книжные жмурки». Ну а библиотека Ялтинской СШ № 7 решила провести «Литературно-краеведческие жмурки». В этот день всем, кто приходил в школьную библиотеку, предлагалось взглянуть на три фотографии и ответить на вопросы:

  1. Сможете ли Вы определить литературного героя?
  2. Как называется произведение, и кто автор?
  3. Где находятся/или находились скульптурные композиции?

На всех снимках были изображены персонажи из произведений А.С. Пушкина, в разное время служившие украшением Ялты — Петушок из «Сказки о золотом петушке», скульптурная композиция, созданная по «Сказке о рыбаке и рыбке», а также Голова и Руслан из поэмы «Руслан и Людмила». Не на все вопросы дети смогли ответить, но можно надеяться, что игра пробудила в них интерес как к творчеству Пушкина, так и к истории родного города. Из других новостей школы хочу отметить авторскую книжную выставку-инсталляцию учащейся 5 «В» класса Дианы Бережной, посвящённую весне, и акцию «Книги наши друзья, скажем, нет гаджетам!».

Ребята беседовали с прохожими и раздавали листовки о пользе чтения. Участники акции ставили своей целью доказать, что для чтения книги не нужно обладать неограниченным запасом свободного времени — достаточно всего на несколько минут отказаться от гаджетов.

В рамках недели русского языка и литературы в гамназии №45 Комсомольска-на-Амуре учащиеся 10х классов под руководством учителя русского языка и литературы И.А. Шаповаловой и информационно-технической поддержкой ИБЦ подготовили и провели литературно-музыкальный салон «Русский романс». Ребята пели под гитару романсы на стихи Пушкина, читали стихи Фета и Тютчева, на два голоса исполнили романс на стихи М. Цветаевой «Моя маленькая», который сами нашли в интернете. Красота!

В ИБЦ школы №2 города Лысьвы специалисты по сервисам 2.0 из 4-х классов проводят мастер-классы по созданию дидактических игр. Больше того — они обучают ребят старше себя возрастом. Дают им уроки и информационной, и читательской, и ИКТ грамотности, и навыки коммуникативных УУД. При этом наставники-четвероклассники гораздо требовательнее, чем педагоги, относятся к тому, какой продукт на всеобщее обозрение представят их ученики! А мы ещё говорим, что молодёжь у нас безответственная

Ребята из агентства «ИНФОРМАШКИ» школы № 72 города Лесной приготовили для учащихся начальной школы и представили 15 марта «Вкусный журнал». Вкусный — потому что в «Лесной газете» рассказывается не только о жизни животных, но и о том, чем питаются животные, насекомые, птицы, цветы. Учащимся стало интересно исследовать вкусовые предпочтения животного мира. А там, глядишь, и звериную столовую организуют…

В ИБЦ "Навигатор" школы №112 города Трёхгорный прошли несколько конкурсов: «Ох, уж эти смайлики!», где требовалось зашифровать названия книг из списка в виде смайликов, «Угадай книгу» — расшифровать названия книг по рисункам второклассников, и «Знакомые строки» — написать название книги, из которой приведена фраза. По-моему, отличная гимнастика для ума.

На весенних каникулах в школе № 13 города Бердска в конкурсе по чтению вслух "Страница, 19" приняли участие учителя и сотрудники школы! Компетентное жюри оценивало технику и артистизм при чтении неизвестного текста за одну минуту. Знать название произведения не представлялось возможным, ибо книги были скрыты в конвертах. Каждый участник читал за минуту отрывок из произведений Русской литературы, затем Зарубежной литературы и Поэзии. Все участники подошли к конкурсу серьёзно, что не может не радовать.

Друзья, я очень благодарна всем активным участникам конкурса за их упорство и творческие идеи. Как думаете, может быть, по итогам конкурса создать что-то вроде методички, включив в неё рассказы о самых интересных событиях? А перечень событий определить нам всем сообща? Жду ваших предложений!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова
e-mail: konkurs@raduga-lik.ru
ВКонтакте: https://vk.com/radugalikkonkurs
Facebook: https://www.facebook.com/groups/radugalikkonkurs

Февраль 2019

Рассылка конкурса «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего» №5. Обзор событий за февраль.

Здравствуйте, дорогие участники!

Прошу прощения за задержку с февральским обзором событий конкурса. В качестве компенсации я постараюсь сделать этот обзор максимально расширенным. Итак, приступим 🙂

В детской художественной школе г. Глазова прошёл школьный конкурс чтецов «Родной язык – словом и кистью». Его особенность в том, что дети не только читали стихи, но и нарисовали иллюстрации к ним! Часть учащихся прочитали стихи на родном удмуртском языке.

В ИБЦ зеленоградской гимназии «Вектор» проходят «Читательские гонки» среди учащихся начальной школы. Победит тот класс, учащиеся которого прочтут больше всего книг. Участник конкурса должен рассказать библиотекарю о прочитанном и ответить на вопросы, а также рекомендовать книгу своему другу в такой форме, чтобы «заразить» желанием прочесть её. Конкурс «Обложка любимой книги», как можно догадаться, предлагает читателям проявить фантазию и художественные способности в создании собственных иллюстраций. В библиотеке дети изучали архитектуру и достопримечательности родного города, а в преддверии Дня зеленоградского кота (2 марта) приняли участие в игровом занятии, посвященном кошкам, в процессе которого ознакомились с историей одомашнивания этих прекрасных животных, их породами, народными приметами, связанными с кошками. Кульминацией занятия стала встреча с Умкой – библиотечным котом, о спасении которого мы писали в декабрьском обзоре.

В электронный фонд медиатеки БИЦ гимназии города Чернушкипоступила необычная электронная книга - "Книга класса: Бессмертный полк." Её создали учащиеся 4А класса вместе с родителями под руководством учителя начальных классов Ведерниковой Любови Викторовны. В семейных архивах ребята собрали для книги сведения о подвигах своих близких. А библиотека объявила старт гимназической акции "Напишем книгу класса: Бессмертный полк". На мой взгляд, эта акция достойна стать всероссийской.

В библиотеке Именьковской средней общеобразовательной школы прошёл брейн-ринг для младшеклассников «Мы – патриоты страны», мероприятие «С книгой по жизни», вечер памяти Мусы Джалиля, состоялась встреча с Миннуллиным Ильгизаром, участником афганской войны. 1 марта завершился очередной (шестой по счету) Всероссийский литературный марафон по произведениям татарских писателей и поэтов. К сожалению, уважаемая Каусария Гаянова крайне немногословно рассказывает об этих мероприятиях, порой ограничиваясь лишь их названиями.

В библиотеке гимназии «Корифей» 14 февраля отметили Международный день дарения книг – гимназисты дарили книги своей библиотеке. В этот же день в Городском Библиотечном центре для юных журналистов состоялась пресс-конференция в рамках Месячника защитников Отечества «Живая история: сегодня, завтра и вчера», на которой присутствовали и корреспонденты школьной газеты «ЗавтраК».

Отмечали Международный день дарения книг и в библиотеке лицея №22 "У лукоморья", но там подарки получила не только библиотека, но и читатели: члены актива библиотеки вручали книги третьеклассникам на переменке, мамам, которые пришли встречать своих первоклашек, и даже учителям на пятиминутке. Члены творческого клуба Колибри посвятили тридцатилетию вывода советских войск из Афганистана свою очередную встречу, на которой им удалось побеседовать с воином-интернационалистом Сергеем Николаевичем Мальковым. А ещё (в рамках программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Вера. Знание. Книга») в библиотеке прошла неформальная и очень интересная беседа на тему «Что есть красота».

Четвероклассники школы №2 г. Лысьва на базе школьной библиотеки продолжают свою научно-исследовательскую деятельность. В XII муниципальном открытом краеведческом смотре-конкурсе имени А. А. Карякина принимают участие двое учеников со своими проектами – от души желаем им удачи!

В ШИБЦ "Навигатор" школы №112, г. Трёхгорный, педагог-библиотекарь Яценко Дина Варисовна подготовила и провела беседу с третьеклассниками «Толерантное отношение к внешности. Что это?». На примере рассказа А.И. Куприна «Синяя звезда» и сравнении эталонов красоты разных народов ребята разобрались с понятием толерантности, внутренней и внешней красоты. Урок завершился замечательным пожеланием: «Если вдруг вам захочется сказать что-нибудь неприятное о внешности сверстника, вспомните о сказке «Синяя звезда». Вспомните, задумайтесь … и остановитесь».

Ребята из агентства «ИНФОРМАШКИ» школы №72, г. Лесной, подготовили выступление, посвящённое юбилею уральского писателя Павла Петровича Бажова и приняли участие в Неделе Наук. А ещё в честь 250-летнего юбилея Ивана Андреевича Крылова в школе прошло чтение басен «самого народного нашего поэта».

В рамках Фестиваля науки-2019 и акции «Виват, наука!» в информационно-библиотечном центре школы №1 «Школа Сколково-Тамбов» состоялись «Дебаты юных Эйнштейнов» среди учащихся 7-х классов. Целью данного образовательного события являлось приобщение учащихся к командному решению предложенных логических задач для развития мыслительной активности.

В гимназии №45 Комсомольска-на-Амуре ученица 8 класса Соня Ясинская организовала книжную выставку ЧИТАТЕЛЯ. На презентации выставки она столь увлекательно рассказала о прочитанных ею книгах, что многие школьники захотели немедленно взять их в библиотеке. В рамках недели науки «Интеллект–карусель» — квест-игра «Книгопечатание» и создание библиотечного квилта на тему «Что изобретено «совершено случайно». Также в библиотеке прошёл школьный этап всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» и подведены итоги конкурса-викторины «Мир кукол», в котором четвероклассники изготавливали кукол – литературных персонажей.

В библиотеке школы №5 г. Тобольска подвели итоги 2 этапа номинации «Самая читающая семья», после чего был дан старт 3 этапу «Реклама книги». Для семейных команд прошел лекторий по созданию буктрейлера.

В школе №15 г.Феодосии продолжается стихомарафон «Дети читают стихи», 14 февраля первоклашки подарили библиотеке книги.

А вот в Ялтинской СШ №7 им. Нади Лысановой в этот день провели акцию «Поделись своей любовью к книге».К этому дню школьники подготовили презентации «Моя любимая книга».Затем ребята обменялись между собой прочитанными книгами, а в библиотеке учащиеся организовали тематическую полку «Я рекомендую», на которой появились книги со стикерами-советами. А 18 февраля школьная библиотека превратилась в краудсорсинг-площадку «Есть идея!». Обучающиеся высказывали свои предложения по проведению интересных, инновационных мероприятий. Свои мысли они записывали на стикерах и приклеивали на дверь библиотеки. На данный момент среди лидирующих форм работы стали всевозможные квесты (литературные, исторические, краеведческие), а также турниры и соревнования. Кстати, о квестах. После серьёзной двухмесячной подготовки семиклассники стали участниками библиографического квеста «Полуостров Греинландия», победить в котором можно было, лишь продемонстрировав незаурядное умение работать с самыми разными источниками информации, а также ориентироваться в библиотечных каталогах и сервисах. Хочется также упомянуть об очередном выпуске радиопередачи «На литературной волне», который состоялся в библиотечном пресс-центре. Восьмиклассники устроили слушателям радиопутешествие по пушкинским местам Крыма.

В этом обзоре я постаралась представить деятельность библиотек-участников конкурса во всём её многообразии, почти ничего не отсеивая. Надеюсь, такой подход даст возможность библиотекарям сравнить свои достижения с находками коллег и расширить сферу своей деятельности на благо учащихся. Всем удачи!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Январь 2019

Здравствуйте!

О самых, на мой взгляд, интересных событиях января – в этом обзоре. Честно говоря, я не ожидала, что их будет так много, зимние каникулы всё-таки. Но наши участники активно набирают обороты, что не может не радовать. Итак.

Из сообщения педагога-библиотекаря Валентины Николаевны Шашкиной (МАОУ "Гимназия" города Чернушки Пермского края) о презентации творческой работы участников Библио-практикума "Умные карты" я узнала о существовании ментальных карт и порадовалась за школьников Пермского края. «Интеграция естественно-научного образования, исследований, экспериментов и познавательного чтения с элементами когнитивного обучения и ментальных карт - основа программы "Биоэкоцентр "Уникум"» - как же это отличается от шаблонного заучивания параграфов и формул, которым грешит старый подход к образованию! Продолжение творческого, исследовательского подхода к учёбе обнаруживается и в гуманитарных предметах – учебное пособие "Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературное расследование" предлагает школьникам найти следы влияния известных писателей страны на литературу Пермского края.

В ИБЦ МАОУ «Гимназия «Вектор» г. Зеленоградска» проходят уроки академической честности, где ребят обучают высказывать свою точку зрения, не копировать чужие работы, указывать в работе источники используемой информации.

Педагог-библиотекарь Елена Рафаиловна Воротынцева и учащаяся 8 «Б» класса Ялтинской средней школы №7 Евгения Стрельникова составили и выпустили "Календарь знаменательных дат и памятных событий Крыма на 2019 год". Составителями календаря была проделана серьёзная исследовательская работа. Календарь рассчитан помочь библиотекарям, учителям, журналистам, обучающимся учебных заведений, краеведам в расширении знаний о Крыме.

Педагоги-библиотекари Феодосийской средней школы №15 водят школьников в музеи, связанные с историей края и творчеством русских писателей, проводят конкурс рисунков и фотографий «История нашего города». Продолжается видеоакция «Читаем книги на разных языках» и стихомарафон для самых маленьких.

Педагог-библиотекарь гимназии №45 Комсомольска-на-Амуре Татьяна Перегоедова создала для своих коллег мастер-класс «Оформление библиотечного пространства». На мой взгляд, подобный обмен опытом – отличная идея, и заслуживает того, чтобы другие библиотеки её поддержали. Среди прочих достижений БИЦ школы №45 хочу отметить интересную рубрику «Видеодневник читателя» и участие в неделе науки («Интернет – карусель»).

Нестандартную и очень увлекательную форму библиотекари и учителя средней школы №2 г. Лысьва нашли для участия в сетевой акции «Читаем Гайдара». Не буду углубляться в подробности – их можно прочесть в отчётах, опубликованных под тегом ШББ. Но не удивлюсь, если в Лысьве возникнет тимуровское движение 😃

А вы знали, что в средней школе 1540 г. Москвы существует Департамент СМИ? Он заседает в библиотеке старшего корпуса. Там работают медиажурналисты, снимающие фото и видео про жизнь школы, действует школьное радио, там даже пианино есть! А в младшем корпусе проходят уроки английского по методике Grapeseed. Вот реальный пример библиотеки, ставшей местом встреч школьников и их творческой активности!

В общем, уже понятно, что победителя будет выбрать непросто. Зато можно быть уверенными в том, что наше оборудование, кому бы оно ни досталось, будет использоваться на сто процентов. И это вдохновляет. До новых встреч, друзья!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Декабрь 2018

Рассылка №3 конкурса «Радуга-ЛИК. Школьная Библиотека Будущего» от 27.12.2018.

Вот и завершилась регистрация участников всероссийского конкурса «Школьная Библиотека Будущего». 68 школ будут бороться за главный приз — разработку дизайна и поставку оборудования для библиотеки-победителя.

В последние дни уходящего года, наполненные предвкушением любимого праздника, не хочется писать и говорить о недоработках. Давайте сразу перейдём к хорошим новостям.

Порадовали интересными находками библиотека школы N15 г. Феодосии (видеоакция «Читаем книги на разных языках»), библиотека «Школы Сколково — Тамбов» (виртуальная экскурсия «Необычные школы мира»), библиотека лицея № 22 "У Лукоморья", г. Белово (письмо в школьной библиотеке «Сплетни о знакомом» и творческий клуб «Колибри»).

Активно включился в работу новый участник конкурса — библиотека Именьковской средней школы (с. Именьково, Лаишевский р-он, Республика Татарстан). Мне понравилась идея цикла мероприятий «А вы знали?»; разговор с учениками о коррупции впечатлил нестандартным подходом и глубоким анализом нравственной ответственности человека за состояние всего общества. К сожалению, я не знаю татарского языка и не смогу осветить здесь все интересные акции библиотеки.

В предыдущем обзоре я писала о том, что хочется побольше узнать о «Школе юных блоггеров», работающей на базе библиотеки СОШ №2 г. Лысьвы, и об образовательных курсах "Сервисы 2.0 в проектной деятельности учащихся». Ребята не подвели — их разработки регулярно появляются в сети. С удовольствием вместе с дочкой ответили на вопросы дидактических игр, созданных 4 «А» классом, на очереди — химические эксперименты. Не буду перечислять всё, посмотрите сами. Кстати, на базе библиотеки работает Сетевая Творческая Педагогическая Мастерская — школа не только разрабатывает и воплощает свои сетевые проекты, но и делится соответствующим опытом с педагогами других школ. Очень интересно библиотекари подошли к участию в акции «Друг детства — Виктор Драгунский.»

Вообще, я остро завидую учащимся средней школы №2 города Лысьвы. Благодаря участию во всероссийском проекте «Сделай мир ближе» в их библиотеке появились фолдоскопы – бумажные карманные микроскопы! Но, чтобы получить такой для работы (цитирую): «Нужно придумать идею исследования и оформить его паспорт. Для этого надо пройти в библиотеке школы мастер-класс по разработке исследования, тренинг по целеполаганию и составить план исследования.» А потом — работа в кабинетах химии и биологии… Эх, где мои 12 лет? 

Ну и какая же предновогодняя статья без рождественской истории! В гимназии «Вектор» города Зеленоградска дети вместе с библиотекарем спасли замерзающего котёнка от смерти. И это прекрасно. Хочется узнать, что произошло дальше с найдёнышем по имени Умка. Стал ли он библиотечным котом или достался кому-то из посетителей?

Друзья, обязательно обратите внимание на то, что отчёты о проведённых вами акциях, которые вы публикуете в сообществах ВКонтакте и Facebook, необходимо снабжать хэштегом #РадугаЛикШББ, иначе мы просто не узнаем о том, что у вас произошло что-то интересное.

И ещё раз хочу напомнить – обязательным условием участия в конкурсе является бесплатное подключение нашей программной разработки – дискавери-сервиса БИБЛИОПОИСК. Мы получили 68 заявок, а БИБЛИОПОИСК подключён только у 25 участников. Обязательно обратитесь к нашим программистам!

В заключение хочу заметить: очень хорошо, что библиотекари не только сообщают о своих находках, но и заимствуют идеи друг у друга. Кто бы ни стал победителем конкурса, уже сейчас можно утверждать, что затеяли мы его не зря. Да здравствует библиотечное братство и с наступающим Новым годом, товарищи!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Ноябрь 2018

Доброго времени суток, коллеги!

Прошло уже два месяца с того момента, как наша компания объявила конкурс на лучшую школьную библиотеку. За это время 50 школ подали заявки на участие. И во второй рассылке конкурса я хочу остановиться на наиболее типичных ошибках конкурсантов, а также отметить интересные решения отдельных участников.

Чтобы не заканчивать статью «за упокой», сначала скажу о недостатках. Друзья! В условиях конкурса недвусмысленно сказано: библиотекари, желающие принять участие, должны интегрировать в сайт своей школы или школьной библиотеки поисковую строку БИБЛИОПОИСКа. Из пятидесяти участников данное условие выполнили только десять! В чём проблема у остальных? Интеграция бесплатна, наши специалисты всегда готовы помочь, если возникнут технические затруднения. Очень надеюсь, что до 1 декабря 2018 года 40 отстающих библиотек исправят это упущение.

Идём дальше. В течение всего учебного года библиотекари должны придумывать и осуществлять образовательные, культурные, патриотические проекты, проекты, связанные с искусством, социальные акции, и т.п., и освещать свою деятельность (видео, фото, аудио, текстовые комментарии и т.д.) на сайтах школ, а также в соцсетях ВКонтакте и Facebook, в специально заведённых для этого сообществах, ставя хэштег #РадугаЛикШББ. И опять это магическое число – десять школ публикуют отчёты о своих мероприятиях, остальные сорок затаились и чего-то ждут. Вполне возможно, в этих неуместно скромных библиотеках проходят потрясающие акции. Но мы-то как о них узнаем? Возьмём, например, библиотеку школы №291 Санкт-Петербурга. На своей странице ВКонтакте сотрудники библиотеки регулярно сообщают о проводимых мероприятиях, но хэштег #РадугаЛикШББ при этом не ставят, и узнать об их активности можно, только специально заглянув к ним. А число участников растёт…

Среди тех, кто не стесняется рассказывать о себе, образовалась пятёрка лидеров. Не стану расставлять оценки, просто расскажу о том, что меня заинтересовало, порадовало, зацепило.

СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Лысьва, Пермский Край. Интересно было бы побольше узнать о «Школе юных блогеров», работающей на базе библиотеки, и об образовательных курсах "Сервисы 2.0 в проектной деятельности учащихся" для четвероклассников. Надеюсь, что с результатами их работы (их – в смысле, детей, занимающихся на курсах) можно будет ознакомиться на сайте школы.

Школа № 15, г. Феодосия, Республика Крым. Понравилась акция «Сам читал и другим советую», сама заинтересовалась некоторыми книгами, о которых рассказывали дети. Библиотека ведёт активную деятельность, что не может не радовать. Одно замечание: пожалуйста, ставьте наш хештег только на те записи, которые сообщают о проводимых вами мероприятиях!

Средняя общеобразовательная школа №1 – «Школа Сколково - Тамбов», г. Тамбов. В школе происходит много интересного. И литературный бал «Реверанс 19 веку» - снова бал! - в котором участвовали педагоги, ученики и родители, и дискуссия для старшеклассников «Возможно ли развитие общества без религии»… Но эти события не отмечены библиотекарями как организованные ими. А жаль, ведь тот же дискуссионный клуб, постоянно действующий на базе библиотеки, даёт массу возможностей для развития личности учащегося, а педагоги-библиотекари могут порекомендовать литературу и медиаресурсы для подготовки к дискуссии, да и сами наверняка с удовольствием примут в ней участие. Пока в активе библиотеки, если судить по хештегам, значатся Есенинский праздник поэзии, интерактивный урок «Моя осенняя корзина», познавательный вечер к 160-летию «Аленького цветочка», а также импровизированный театр по басням И.А. Крылова с участием второклассников.

Гимназия №210 "Корифей" (г. Екатеринбург). Приятно удивил прекрасно организованный сайт библиотеки. «День чтения» обратил на себя внимание тем, что в нём принимали активное участие не только ученики и учителя, но и родители. Всегда считала, что лучший способ приохотить ребёнка к чтению – читать самому. Вообще, к проведению областной акции подошли неформально и с фантазией – чего стоят одни уроки литературы, проводимые родителями учеников! А парад литературных героев! Акция «Книга для друга» согрела сердце, хотя, скажу честно, я бы не смогла оторвать от сердца любимую книжку и подарить её другому. А нелюбимую и дарить совестно. С интересом буду следить за деятельностью этой библиотеки.

Лицей № 22, пгт. Бачасткий, г. Белово, Кемеровская обл.Библиотека «У Лукоморья». До чего же творчески, оказывается, можно подойти к участию в акции с прозаическим названием «Генеральная уборка страны»! Не буду углубляться в подробности, почитайте сами. Заставили улыбнуться фотографии с флешмоба «Книжная скамейка». Отдельно хочу сказать о Пушкинском бале. А.А. Черных в статье «Вы поедете на бал?» пишет: «…русская история, родной язык и наша великая литература, чистописание и хореография, изобразительное искусство и пение – всё нашло своё отражение в ба́ле». На мой взгляд, большая проблема современной школы состоит как раз в изолированном преподавании отдельных предметов, не дающем ученику целостной картины мира. Воспитание личности происходит в процессе объединения сведений из разных областей, когда сухая информация становится живым знанием, применяемым к жизни. И я считаю, что Пушкинский бал в 22м лицее повлиял на формирование личностей учеников больше, чем это могли бы сделать формальные уроки патриотического воспитания. Спасибо библиотеке и руководству лицея за это прекрасное событие!

Желаем всем участникам конкурса творчества, изобретательности и радости от любимого дела!

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»

Лилия Борисова

Руководитель отдела культуры АО «Радуга-ЛИК»
Лилия Борисова

Информационная поддержка:
Контакты:
konkurs@raduga-lik.ru
Площадки конкурса к соц. сетях: